Персоналии

Нижегородский губернатор Николай Михайлович Баранов
Николай Михайлович Баранов
Николай Михайлович БарановНижегородский губернатор Н.М. Баранов был почетным председателем отделения и оказывал посильную помощь и реально поддерживал деятельность общества. Он бал по образованию морским офицером и проявлял большой интерес к технике. Сам занимался конструированием инженерных сооружений. На XVI всероссийской выставке в Н.Новгороде в 1896 году он представлял чертежи сконструированных им мостов и был удостоен диплома II разряда. Это был безусловно, одаренный от природы, деятельный и решительный человек, но излишне горячий, торопливый, запальчивый, подверженный неожиданной смене настроения и не чуждый саморекламе. Действовал он без правил нестандартно, но не боялся брать на себя ответственность и вступаться за подчиненных. Н. М. Баранов поддержал открытие в Нижнем Новгороде кружка любителей физики и астрономии.

Преподаватель физики и математики Нижегородского дворянского института Всеволод Васильевич Малинин (1835 –1906)
Малинин

Всеволод Васильевич МалининДушой нижегородского филиала РТО называли В.В. Малинина. Он был одним из наиболее активных его участников. Он жертвовал книги в библиотеку кружка. Он разрабатывал системы вентиляции в жилых помещениях. Первым его проектом в этой сфере стал предложенный в 1888 г. прибор, удаляющий из жилых помещений продукты горения керосина и доставляющий свежий воздух. В 1889 г. им были разработаны вентиляционные системы, установленные в зданиях Дворянского института, Коммерческого клуба и доме Рукавишникова. В 1890 г. для Нижегородского дворянского института Малинин разработал систему о
свещения. После ухода в отставку он занялся усовершенствованием городского водопровода. В 1894 г. на Гребешке был установлен аппарат конструкции Малинина для усиления тока воды в водопроводных трубах, что расширяло возможности подачи воды горожанам.
Некоторые работы почетного члена, товарища Председателя кружка «Любителей физики и астрономии» В.В.Малинина в астрономическом кружке:
Созданный инвентарь:
Параллактический штатив, состоящий из чугунной треноги, разделенного медного круга, часового механизма, двух зубчатых медных колес для микрометрического движения по часовой оси и для часового механизма. (штатив неокончен).

Список сообщений, чтений и публичных лекций 1888 –1892 гг.

Об устройстве, употреблении и назначении экваториала
О циклонах и об антициклонах
Динамомашина и передача работы на расстоянии
Об устройстве искусственных водохранилищ для поднятия уровня в реке Волге в меженнее время
О предсказании высоты уровня в Волге
О цветной фотографии
О мировом эфире
Очерк современных способов борьбы с мелководьем рек вообще и в частности с мелководьем Волги
Таким образом, среди интересов Малинина, а они простирались от вопросов гидротехники до воздухоплавания, были и проблемы технического развития коммунального хозяйства.
(Луцкий В.К. История астрономических общественных организаций в СССР (1888-1941 гг.),


Известные фотографы А.О.Карелин и М.П.Дмитриев – члены нижегородского кружка «Любителей астрономии и физики»
           

В конце XIX века понятие «технические дисциплины» трактовались более широко, чем в наши дни и к нему также относилось фотодело. Известные в Нижнем и за его пределами фотографы А.а. Карелин и М.П. Дмитриев были членами РТО и стояли у истоков создания нижегородского кружка «Любителей физики и астрономии».

Видный художник академик живописи и фотограф А.О. Карелин запечатлел для истории нижегородцев, а также группу астрономов из Московского университета, прибывших на «Эолине» наблюдать солнечное затмение 7 августа 1887 года.

А.О.Карелин свою фотокамеру привинчивал к телескопу и фотографировал звездное небо. Фотографическая камера, привинчиваемая к телескопу вместо окуляра. Объективом камеры служит объектив рефрактора, при камере моментальный пружинный затвор для фотографирования Солнца.

А.О. Карелин являлся членом правления кружка в 88-90-х годах. Он выступал с публичной лекцией о фотографировании неба. В состав ревизионной комиссии входил его сын талантливый художник, один из создателей художественного музея в Нижнем Новгороде А.А. Карелин. А в 90-е годы фотографии для кружка «Любителей астрономии и физики сделал М.П. Дмитриев, который являлся членом кружка и оставил для потомков не только астрономические фотографии, но и портреты членов кружка

Демидов Платон Александрович (1840-1892)

Демидов Платон АлександровичП.А.Демидов принадлежал к известному роду владельцев железных заводов Никите Демидову. Он родился в 1840 году в родовом имение Быковки. Окончил Московский университет, служил в Москве и Ярославле, а потом вернулся в Нижний Новгород. П.А. Демидов был участковым мировым судьёй Васильского округа, потом почётным мировым судьёй и губернским председателем съезда мировых судей. Имел 730 десятин земли при селе Быковка. Женат был на Ольге дочери В.И. Даля, которая была активной участницей кружка любителей астрономии и физики. Его потомки сейчас проживают во Франции

Щербаков Сергей Васильевич (1859-1932)

Щербаков Сергей ВасильевичРодился в Балашихе, близ Москвы, в семье служащего. Начал свое образование в местном уездном училище. Окончив Ярославскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Московского университета и одновременно зарабатывал сначала уроками, а потом службой в магазине оптических инструментов, где и познакомился практически с астрономическими инструментам». В 1884 г. после окончания университета переехал в Н.Новгород и стал преподавать физику и математику В мужской и женской гимназиях.

В Н.Новгороде Щербаков проявил себя активным общественным работником, участвуя в целом ряде культурно-общественных начинаний, главным образом в кружке любителей физики и астрономии, одним из инициаторов создания, которого он был, будучи председателем кружка (1891—1906), Щербаков дал ему определенное направление — распространение астрономических знаний среди широких масс населения.

С 1888 г. Щербаков печатал популярные статьи на астрономические темы, а также постоянно читал лекции для широкой аудитории.

В 1895 г. по инициативе Щербаков в России впервые был издан «Русский астрономический календарь». Кроме выпуска календаря, Щербаков принимал участие в издании «Сборника статей в помощь самообразованию по математике, физике, химии и астрономии», составленного кружком преподавателей.

Из научно-исследовательских работ Щербаков следует указать на сочинение по механике «Равновесие и движение твердых материальных прямых», премированное Московским университетом золотой медалью, и исследования «записка о новом методе определения положения поверхности, испускающей Х-лучи». Наиболее крупным трудом Щербакова является «Курс космографии», выдержавшей 12 изданий.

В 1906 году Щербаков перешел на службу в Калужскую гимназию, где прошла вторая половина его научной и педагогической деятельности, с 1928 года Щербаков получал персональную пенсию. Умер в Калуге.
(Нижегородское окружение Максима Горького 1889-1904гг. Библиографический справочник; Горький).

Педагог и ученый Василий Васильевич Андрианов (1857-1940)

Василифй Васильевич Андрианов«Надо сказать, сто с первых лет пребывания в Нижнем Василий Васильевич активно вошёл в общественную жизнь города, сблизился с прогрессивной частью местной интеллигенции, ввёл большую научную работу как астроном, а в народном образование боролся с сословными и национальными предрассудками».

«Вскоре после приезда Василия Васильевича в Нижний Новгород в 1888 году группа местных педагогов организовала кружок физики и астрономии.<…> После отъезда С.В.Щербакова в течение многих лет кружок возглавлял В.В.Андрианов, совмещавший эту работу с деятельностью редактора «Астрономического календаря». В 1908-1911 гг. он прочёл цикл научно-популярные лекции по астрономии в Народном Доме Сормове и Арзамасе.

Об этом периоде хорошо рассказано в книге Козлиной М.М. «Учитель В.В.Андрианов».

«Я не однажды слышал от своей бабушки сожаления, что где-то затерялись письма Циолковского, которые, видимо, изредка по делам кружка приходили из Калуги к В.В. Андрианову.

С 1895 года кружок начинает выпускать ежегодный «Астрономический календарь». Календарь был популярен в научном мире России, знали о нём и запрашивали его другие страны. Со второго выпуска В.В. становится его редактором и ведёт эту работу до 1919 года. Кроме того, с 1891 года В.В. Андрианов был членом правления кружка, исполняя обязанности казначея и библиотекаря, а после отъезда С.В. Щербакова с 1906 по 1914 год был его председателем.

С Нижегородским астрономическим кружком связан один интересный эпизод, характеризующий личность В.В.Андрианова. В начале 900-ых годов у него обнаружилась серьёзная болезнь (рак языка). После успешной операции в Москве ему было необходимо санаторное лечение, на что требовались немалые средства. В Петербурге у В.В.Андрианова жил родной брат, Григорий Васильевич, известный в ту пору строитель железных дорог <…>

Григорий Васильевич выслал брату крупную сумму денег, но тот не поехал на лечение, а заказал у одной из иностранных фирм небольшой телескоп, который был прислан в Нижний Новгород в адрес астрономического кружка, как дар от неизвестного лица. Телескоп долгие годы служил кружковской обсерватории и лишь в советское время был заменён более совершенным прибором. Кроме жены, В.В. никого не посвятил в эту историю, которая открылась лишь после его смерти».
(Ю.А.Андрианов Нижегородская отчина Нижний Новгород 2001 год, стр.481; Ю.А.Андрианов В.В.Андрианов // Записки краеведов – Н.Новгород 1991 год, стр.105-106).

Крестьянин–астроном К.И.Каплин-Тезиков
Одним из активных наблюдателей кружка стал крестьянин К.И.Каплин-Тезиков из села Богородского Нижегородской губернии. Известный французский астроном Камилл Фламмарион основатель первой в мире организации астрономов любителей помог ему, бывшему крепостному, получить из Парижа телескоп и успешно вести наблюдение за звездами. К.И.Каплин-Тезиков сделал ряд ценных наблюдений и организовал у себя в селе что-то вроде филиала кружка.

Участие Максима Горького в Нижегородском кружке любителей физики и астрономии

Деятельность кружка любителей физики и астрономии; как высококультурной просветительной организации, интересовала Горького. Горький вошел в состав кружка и с интересом посещал его заседания, а позднее даже оказывал некоторое влияние на его деятельность. Следует отметить, что в составлении плана многих лекций, как и вообще в организации работы кружка А.М.Горький принимал активное участие. В Нижнем Новгороде он жил с перерывами с 1896 по 1904 год. Его внимание к кружку любителей физики и астрономии было обусловлено, кроме общего интереса к культурным мероприятиям в городе, еще и большой дружбой со С.В.Щербаковым. На квартире у Пешковых часто собирались его друзья, в том числе и семья Щербакова. Здесь любили вести беседы по астрономии. Один из частых участников этих бесед А.Е.Богданович, близкий друг Горького, вспоминает, что, «…ряд выступлений Щербакова от имени кружка проходил после предварительных обсуждений с Алексеем Максимовичем — это был голос представителя трудового народа, голос заказчика к науке». Особенно советовал Горький шире проводить публичные наблюдения в телескоп. Горький сам часто наблюдал звездное небо в «бредихинский» телескоп, регулярно посещал публичные лекции и отчетные собрания кружка.

О внимательном отношении Горького к кружку свидетельствует его письмо к В.О.Миролюбову, редактору и издателю популярного «Журнала для всех», выходящего в Петербурге. Письмо это было написано из Нижнего Новгорода в конце ноября или начале декабря (середина декабря) 1898 года. А. М.Горький писал: «Вот что: здесь, в Нижнем, есть удивительное учреждение — Общество любителей физики и астрономии. Душой его является Сергей Васильев Щербаков, очень хороший человек и очень знающий. Спросите о нем у Поссе. Вот этого Щербакова Вы и должны привлечь к делу по части писания популярных статей по астрономии, физике, метеорологии и т. д. Это прекрасный популяризатор. Я послал Поссе отчет о деятельности общества физиков и астрономов за десять лет и единственный в России астрономический календарь, издаваемый этим обществом. Из отчета Вы увидите, сколько работает Щербаков, а как он работает — смотрите рецензии в «Русской школе», «Научном обозрении», «Новом времени», «Сборнике в помощь самообразованию». Вот он, я думаю, мог бы быть для журнала полезным. Я говорил с ним по этому поводу, и он сказал, что хорошо бы из ряда статей, но астрономии создать курс астрономии для среднего читателя, курс физики и т. д. Подумайте над этим; ей богу, дело славное…» Знакомство Горького с Щербаковым произошло во второй половине 90-х годов и в дальнейшем перешло в большую дружбу. После революции М.Горький помог Щербакову получить персональную пенсию. (Луцкий «История астрономических организаций в СССР»., М. 1982 стр.23).

Василий Иванович Калашников (1849—1908)

Василий Иванович Калашников
Механик и теплотехник изобретатель, родился в городе Угличе, работал чертежником на механическом заводе в Рыбенске. Ему принадлежат заслуги в усовершенствовании нефтяной форсунки, разработки новых типов машин. Калашников принял участие в постройке и налаживании первого в мире завода по производству смазочных масел. Он содействовал открытию в Н.Новгороде первого речного училища – Нижегородской речной школы, где потом многие годы преподает механику и геометрию. По его инициативе издается первый в мире журнал по речному делу.

У Калашникова была природная тяга к знаниям, разбуженная то ли немудреными первыми книжками, то ли добрыми людьми. Но это была только начальная посылка для достижения высокой цели. У Василия хватило разума и терпения изучить законы физики, овладеть высшей математикой, начать разбираться в иностранных языках. Увлеченный идеей усовершенствовать паровые машины, с которыми стал иметь дело, работая в чертежной мастерской, он преодолел дебри термодинамики – об этом свидетельствует его первая, еще юношеская работа по перестройке силовой установки на пароходе рыбинского купца Духинова. Знание законов науки, которая и нынешним студентам дается нелегко, очень пригодилось ему в будущем. И все это Василий изучал самостоятельно. Можно лишь предположить, что направление в учебе ему помогали выбирать работавшие временами на заводе Журавлева иностранцы.

Самообразованием Калашников обеспечил себе – вероятно, и не стремясь осознанно к этому, – более сильные и перспективные позиции, по сравнению со многими русскими механиками того времени, не владевшими, как правило, высотами науки и пользовавшимися при обслуживании машин и даже при их проектировании лишь смекалкой да личным опытом. Кстати, общительный молодой чертежник-конструктор при решении практических вопросов часто обращался за советами к работавшим рядом умельцам. В частности, многим он был обязан главному механику завода Александру Сергеевичу Муфтелеву: поручая Василию, решение важных и трудных задач, тот охотно рассказывал, как сам решал подобные задачи.

Судьба Калашникова сложилась так, что в 1870 году он переехал в Нижний Новгород, где стал работать на заводе Колчина, перешедшего позднее к Курбатову. Сначала был чертежником-конструктором, затем механиком и, наконец, главным механиком. Этот переезд тоже нельзя назвать случайным. Уже в те годы в Нижнем Новгороде усиленно развивалось речное судоходство. Самым мощным пароходством было «По Волге», основанное еще в 1843 году. Паровой флот, насчитывавший к тому времени на Волге более 400 единиц, постоянно пополнялся новыми судами, а строились эти суда, как правило, тоже в Нижнем Новгороде или неподалеку от него. Ну, как было не направиться из заштатного Рыбинска в город, являющийся центром и судоходства и судостроения!

Поистине здесь, в Нижнем Новгороде, Василий Иванович Калашников обрел новую родину. Уезжая на время в Москву, Петербург и Казань, откуда получал лестные деловые приглашения, он неизменно возвращался сюда: вдали от Нижнего он тосковал по заводу, по пароходам, ждавшим его ума и рук, по тому громкоголосому кипению жизни у причалов, которое не прекращалось с весны до глубокой осени. И была еще одна нерасторжимая связь с Нижним: здесь он женился на исконной нижегородке Александре Александровне Смирновой, ставшей ему преданной помощницей до конца дней. Здесь родились его дети, а их было ни много ни мало пятеро – четыре сына и дочь.

Основательный во всех начинаниях, Калашников, работая на Колчинском (Курбатовском) заводе, собрал чертежи существовавших тогда на Волге судовых установок, сделал их описание, проанализировал технические и экономические возможности. Труд назывался «Краткий очерк пароходных машин Волжского бассейна». Оказалось, что он, Василий Иванович Калашников, абсолютно прав, часто применяя в разговорах едкое выражение о деньгах, вылетающих через топки и пароходные трубы. Трудно было найти два судна с однотипными судовыми установками; машины и котлы, часто иностранного происхождения, были неоправданно тяжелыми и громоздкими и при этом крайне ненадежными, а получение необходимой мощности требовало столько топлива, что некоторые пароходы ставились на прикол тут же после постройки. Было выгоднее их не эксплуатировать, чем на них работать.

Опираясь на авторитет и возможности Курбатовского завода, одного из крупнейших судостроительных предприятий Поволжья (завод находился у подножия Откоса, недалеко от ныне расположенного там трамплина), Калашников начал преобразование волжского флота. На заводе впервые стали строить машины с многократным расширением пара высокого давления, ушли в прошлое цилиндры чудовищно больших диаметров, форсунки новой, калашниковской конструкции разбрызгивали топливо так эффективно и экономично, что удалось уменьшить объемы и самих топок, и котлов. Вызов был брошен: экономичность, и надежность курбатовских пароходов били в глаза, судовладельцы стали спешно перестраивать свои пароходы, и при проектировании новых судов в ход пошли калашниковские конструкции. Слава Калашникова поднималась, как вода в половодье. Недаром иностранец инженер Джонс, слывший большим авторитетом в пароходских делах, сказал о Василии Ивановиче: «Теперь мне на Волге делать нечего. У вас есть Калашников. Он смотрит в будущее». Какая похвала!

Надо заметить, что в этот период своей деятельности Калашников зорко смотрел вперед не только как ученый-конструктор, но и как предприниматель: организованное им производство форсунок он не выпускал из рук, а владельцы тугих кошельков почитали за честь приобрести удивительные изделия, получая к тому же советы от самого изготовителя.

Как это часто бывает у подобных людей, природная одаренность и приобретенные знания Калашникова были многосторонними. Он оказал неоценимую помощь городу в налаживании водопроводной сети, был неоспоримым авторитетом в изготовлении оборудования для нефтеперерабатывающих предприятий. Он разработал проект моста через Оку (к сожалению, не осуществленный), его избрали председателем Нижегородского отделения Русского технического общества, под его редакторством выходил «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Перечень дел и должностей можно было бы продолжить. Но все-таки главное в том, что его талант и воля двинули вперед волжское судостроение, стремительно стал подниматься на Волге общий уровень технического прогресса и, как ни парадоксально это прозвучит, деятельность Калашникова способствовала укоренению нового типа судов – теплоходов. Паровая машина оказала дизелю достойное сопротивление, теплоходы в этой борьбе могли победить лишь при постоянном и достаточно быстром их усовершенствовании. Это произошло, но уже за пределами времени, отведенного судьбой Калашникову.

Все с тем же Курбатовским заводом связано и признание великого механика Волги на уровне государства. Случилось это в 1896 году на проводившейся в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставке. С этой выставкой Василий Иванович встретился не впервые. Еще в 1882 году, когда выставка проходила в Москве, он был отмечен за свои машины большой серебряной и бронзовой медалями. Но на выставке в Нижнем получил высшую награду – государственный герб за буксирный пароход «Орел», построенный на Курбатовском заводе по проекту Калашникова, а это значило, что высшей награды удостоен и автор проекта. Были и другие награды: за пожарный пароход «Князь Юрий» и за труды «Записки конструктора» и «Атлас пароходных машин Волжского бассейна» он был удостоен Диплома первого разряда и грамоты о почетном потомственном гражданстве. Это было самое высокое отличие в жизни Калашникова. Казалось, можно было бы, и успокоиться на достигнутом. Но его влекло к новым свершениям.

К сожалению, следующий шаг Василия Ивановича был омрачен полной неудачей. Стремясь получить возможность строить такие суда, какие нарисует ему творческая фантазия, Калашников потратил свои сбережения и специально взятые в долг деньги на строительство под Нижним Новгородом собственного завода. Построил… и разорился, что произошло из-за охватившего волжское судоходство экономического кризиса. Увы, на этот раз его целеустремленность и предприимчивость оказались бессильными. Ему, потерявшему в свершившейся катастрофе не только достаток, но и здоровье, не было возврата на должности, которые требовали неутомимой энергии и ответственности. Стал работать техником-консультантом страховой компании, и постоянные поездки на суда в любую даль и в любую погоду его доконали. Василий Иванович Калашников скоропостижно скончался в 1908 году, прожив немногим более 58 лет.

Могила механика попадается на глаза многим людям, приходящим на Красное, а в просторечье – на Бугровское кладбище, так как она находится недалеко от ворот и от церкви Успенья. Нижегородцы, знайте, что тут похоронен замечательный, действительно незаурядный человек, сделавший много для нашего родного края, для Волги и для всей России. И он был нашим земляком.

Федор Александрович Бредихин (1831 –1904)

Ф.А.Бредихин был академиком Петербургской АН (1890), директором обсерватории московского университета (1873-1890), а затем директором Пулковской обсерватории (1890-1895). Ф.А. Бредихин являлся членом нижегородского кружка любителей физики и астрономии (НКЛФА). Его научные исследования охватывают общие разделы астрономии, он является создателем Московской астрофизической школы. При его непосредственном участии были начаты систематические наблюдения хромосферы Солнца в протуберанц-спектроскопом, фотографирование солнечных пятен и факелов, исследование поверхности Луны, Марса, Юпитера. Ф.А. Бредихин изучал химический состав газовых туманностей. Однако главное направление его исследований изучение комет. Он развил и усовершенствовал теорию кометных форм Бесселя, создал механическую теорию кометных форм, которая позволила описать движение вещества не только вблизи головы, но и в хвосте кометы. Создал классификацию форм хвостов, которая принята в настоящее время. Развил и расширил теорию, выдвинутую Дж. В. Скиапарелли образование метеоритных потоков в результате распада ядер комет.
(Пичугина Л.Н. О.В. Молева Памятные даты истории астрономии. 2004// Астрономический календарь на 2004 год., Н.Новгород, 2003г, стр. 206—207)

Участие Циолковского в деятельности Нижегородского кружка любителей физики и астрономии
В 1898 году в члены кружка был принят К.Э. Циолковский. Кружок рассмотрел и рекомендовал для печати присланную Циолковским работу «Всемирное тяготение как главный источник мировой энергии». А в 1896 году направил для публикации в журнале «Научное обозрение» его работу «Продолжительность лучеиспускания Солнца». В одном из своих писем, поздравляя кружок с 25-летием, Циолковский пишет: «… Когда-то общество поддержало мои слабые силы. Никогда этого не забуду. Сначала через кружок, а потом самостоятельно с помощью друзей я стал печатать свои работы в журналах «Научное обозрение», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и прочие». Когда Щербаков становится директором мужской гимназии, у него возникает план создания учебника по космографии, его горячо поддерживает К.Э. Циолковский. И вскоре такой учебник появился и выдержал вплоть до 1925 года 12 изданий. Два учебника с дарственными надписями автора находились в библиотеке Циолковского К.Э., и те пометки, какими они испещрены, свидетельствуют о том, что их владелец часто ими пользовался. Константин Эдуардович до конца своей жизни оставался членом кружка и ввел с ним переписку». 
(«Астрономический календарь на 2004 год», под ред. С.М. Понамарева. Н.Новгород 2003 год, стр.220).

Камиль Фламмарион (1842–1925)
Камиль ФламмарионКамиль ФламмарионКамиль ФламмарионФламмарион (Flammarion) Камиль (1842–1925), французский астроном. Исследовал Марс, Луну, двойные звезды. Основатель Французского астрономического общества (1887). Автор научно-популярных книг по астрономии, в т.ч. всемирно известной «Популярной астрономии» (1879), первого астрономического учебника. Основал «народную» астрономическую обсерваторию в Жювизи.


Юбилейный день рождения Н.И. Лобачевского
Члены кружка установили, что родиной И.Е. Лобачевского является Нижний Новгород. «В целях предварительного ознакомления нижегородцев с личностью и значением их знаменитого земляка от кружка были помещены в местной газете «Волгарь» краткие заметки о жизни и значение Н.И. Лобачевского». 23 октября 1893 года члены кружка провели торжественное заседание по случаю столетия со дня рождения ученого, а на собранные средства в сумме 216 рублей пошли на постройку в Казани памятника. От имени нижегородцев на открытии монумента выступал Щербаков.
(Пятый отчёт нижегородского кружка любителей физики и астрономии 1893-1894гг.)
Comments